Профилактика насилия

Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации

развернуть

ПАМЯТКА по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних

развернуть

Основные причины суицида несовершеннолетних: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Особенно остро проблема подростковых суицидов ощущается в мегаполисах и крупных населенных пунктах. Этому способствуют, в том числе, смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе, изменение приоритетов воспитания в современном образовании, бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов. Мощным фактором, влияющим на подростка, является система его социальных связей, прежде всего семья. Вместе с тем именно для подростков все большее значение приобретают отношения со сверстниками (дружеские связи, первые влюбленности и т.п.). 

Спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения. Кроме того, подробное и детализированное освещение подростковых суицидов в СМИ, с чем мы имеем дело в настоящее время, как правило взывает «эффект заражения» («эффект Вертера»), что порождает новую волну суицидов в соответствующей возрастной или социальной группе. Такое положение нельзя оставить без внимания.

Вместе с тем, поскольку большая часть времени жизни современного подростка связана с образовательным учреждением, то именно система образования может стать реальной площадкой для работы по раннему выявлению и профилактике суицидального поведения учащихся. Решение этих задач можно существенно продвинуть через деятельность школьной психологической службы.

 

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) суицид представляет собой преднамеренные действия человека в отношении себя самого, приводящие к гибели.

Парасуицид (Kreitman N., 1969, 1970) — не смертельное, умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. По определению ВОЗ (1982) парасуицид - синоним суицидальной попытки. N. Kreitman определял парасуицид как призыв о помощи, способ воздействия на окружающих с целью изменения сложившейся ситуации, и относил к ним суицидальные акты с истинным намерением умереть, но не закончившиеся смертью.

Суицидальное поведение — стремление человека покончить жизнь самоубийством.

 

Классификация

  • Прямое суицидальное поведение — суицидальные мысли, суицидальные попытки и завершённые суициды.
  • Непрямое суицидальное поведение — подросток бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не имея при этом желания умереть (алкогольные эксцессы и злоупотребление психоактивными веществами, злостное курение, переедание, голодание, злостные нарушения правил уличного движения, пренебрежение своим здоровьем, стремление подвергаться хирургическим вмешательствам, делинквентное поведение, некоторые экстремальные виды спорта).

 

Возрастные особенности суицидального поведения

 

Суицидальное поведение у детей и подростков зачастую вызвано сложной мотивацией, и включает:

 Депрессивное состояние, эмоциональные, поведенческие и социальные проблемы, злоупотребление психоактивными веществами. Расстройство настроения и тревожное состояние, побеги из дома, чувство безнадежности также увеличивают риск совершения попыток самоубийства.

 Крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы и иные жизненные стресс-факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу, заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией. 

 Конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией. 

 У подростков такие факторы, как психические заболевания в семье наряду с нездоровыми семейными отношениями, пренебрежение и жестокое обращение, отсутствие любви и заботы в детстве могут потенциально увеличить риск суицида. 

 В совершенных самоубийствах молодежи можно отметить более высокий процент психиатрических заболеваний в семье, недостаток поддержки семьи, суицидальные идеи или суицидальное поведение в прошлом, проблемы с соблюдением дисциплины или с правоохранительными органами. 

 Суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех детей и подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых.

 Дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи тоже существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе

сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума. 

 Среди подростков в возрасте 16 лет и старше злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами увеличивают риск самоубийства в период сложных жизненных обстоятельств. 

 С диагнозом расстройство личности совершается в 10 раз больше самоубийств, чем без такого диагноза, и порядка 80% совершивших самоубийство подросткам можно было бы поставить диагноз посттравматического стресса, или проявления симптомов насилия и агрессии. Особенно важно обращать внимание на такие характерологические особенности как импульсивность-агрессивность, негативная аффективность, депрессивность со склонностью к навязчивостям.

 Предшествующие попытки самоубийства увеличивают риск повторного суицида. Кроме того, среди ведущих факторов риска можно назвать постоянные мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства.

 

Иными словами, самая большая степень риска – это когда у человека есть средства, возможность и конкретный план совершения самоубийства на фоне отсутствия сдерживающей силы.  

 

Способы информирования о намерении суицида

Можно выделить четыре вида информирования о суициде:

  1. Прямое устное сообщение, когда человек открыто, выражает свои мысли или планы в отношении суицида.
  2. Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»).
  3. Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств).
  4. Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.).

 

Первичная экспертная оценка суицидального поведения

Каждая оценка суицидального поведения должна включать в себя:

- проверку имеющих отношение к суициду факторов риска;

- историю проявлений суицидального поведения;

- неизменяемые биологические, психосоциальные, психические, ситуативные условия, или состояние здоровья;

- степень проявления текущих суицидальных симптомов, включая уровень ощущения безнадежности;

- внезапные сильные факторы стресса;

- уровень импульсивности и самоконтроля;

- защитные факторы (анти суицидальные факторы).

 

Защитные (анти суицидальные) факторы личности  - это установки  и переживания, препятствующие реализации суицидальных намерений, они, как изоляционный материал, предохраняют от самоубийства.

Среди них следует отметить следующие:

  • Поддержка семьи, друзей, других важных в жизни человека людей.
  • Религиозные, культурные и этнические ценности.
  • Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе.
  • Социальная интеграция, например, через учебную деятельность, конструктивное использование досуга.
  • Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким.
  • Выраженное чувство долга, обязательность.
  • Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического страдания или ущерба.
  • Зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих; представления о позорности, греховности суицида.
  • Представление о неиспользованных жизненных возможностях.
  • Наличие творческих планов, тенденций, замыслов.
  • Наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти).

 

Маркеры суицидального состояния

 

 Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»;

 фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение;

 активная предварительная подготовка к  выбранному способу совершения суицида  (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ); 

 сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств; 

 стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;

 раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков  страха, беспомощности, безнадёжности. Отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности,  уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие;

 угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «мое окружение», потеря перспективы будущего;

 необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны, злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;

 стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

 снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение  домашних заданий; 

 приведение в порядок дел, примирение с давними врагами; 

 символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость;

 попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

 

Учитывая, что развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы, о которых могут сообщить  учителя, родители

 Часто грустное настроение, периодический плач.

 Безнадежность и беспомощность.

 Снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась.

 Поглощенность темой смерти.

 Постоянная скука.

 Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях.

 Пропуск школы или плохая успеваемость.

 Деструктивное поведение.

 Низкая самооценка и чувство вины.

 Повышенная чувствительность к отвержению и неудачам.

 Повышенная раздражительность, гневливость или враждебность.

 Жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль.

 Сложности концентрации внимания.

 Значительные изменения сна и аппетита.

 

Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.

 

свернуть

Центр дружественный подросткам «Визави»

развернуть

Центр дружественный подросткам «Визави» является структурным подразделением учреждения здравоохранения «9 городская детская поликлиника» и организован на базе учреждения здравоохранения «14 центральная районная поликлиника Партизанского района г. Минска»

Цель деятельности Центра – оказание помощи подросткам и молодежи в правильной расстановке жизненных приоритетов и гармонизации отношений в среде обитания: школе, семье. Сохранения психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Направления деятельности:

  • Консультативная
  • Профилактическая
  • Информационно-образовательная
  • Реабилитационная

Наши специалисты:

  • педиатр
  • гинеколог
  • валеолог
  • психолог

 Специалисты проводят консультации:

подростков, молодежи, родителей, педагогов

По вопросам:

  • репродуктивного здоровья
  • соматического здоровья
  • психического здоровья
  • здорового образа жизни
  • различного рода зависимостей, в том числе никотиновой, алкогольной, наркотической
  • профессиональной ориентации
  • тестирование на ВИЧ

В случаях

  • репродуктивного выбора
  • заболеваний инфекциями передаваемыми половым путем
  • хронических заболеваний
  • состояний, угрожающих здоровью

 На базе Центра действуют:

  • родительский «КЛУБ»
  • «Школа волонтеров»
  • «Школа психологического здоровья»

Участие молодежи в жизни Центра:

  • обучение в школе волонтера
  • проведение тренингов
  • видео и лекториев в учебных учреждениях
  • проведение массовых мероприятий
  • разработка информационных материалов
  • участие в планировании и проведении семинаров для молодежи

 

Социальные партнеры Центра:

  • комитет по здравоохранению Мингорисполкома
  • Администрация Партизанского района

г. Минска в лице:

  • Управления образования с учреждениями образования района
  • Управления социальной защиты
  • Управления внутренних дел
  • комиссия по делам несовершеннолетних
  • общественные объединения и благотворительные фонды города
  • организациями, оказывающими помощь семье в ситуации насилия

 

Межведомственные профилактические проекты, проводимые совместно с партнерами Центра «Визави»:

  • «Я свободен и НЕ зависим» - для учащихся 7-8-х классов средних школ и гимназий
  • «Думай о будущем!» - для студентов СУЗОВ и ПТУЗОВ
  • «Все для девочек-подростков» - проект направлен на мотивацию самопознания своего «Я»
  • «Что такое хорошо?» - психологические аспекты поведения в обществе
  • «Программа профилактики употребления подростками психоактивных веществ»

Организационно-методическая деятельность Центра

  • проведение семинаров
  • акций
  • лекций и бесед
  • выставок по здоровому образу жизни
  • участие в городских и республиканских конкурсах
  • выступлений в СМИ

Организовано издание и переиздание информационных материалов

  • памятки
  • листовки
  • статьи
  • презентации

Это стоит знать каждому:

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все,

что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь,

как он может отблагодарить тебя?  Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

  1. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  2. Не относись к его проблемам свысока.

Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен - ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

  1. Не унижай!
  2. Не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

Центр предоставляет услуги на принципах:

  • ДОСТУПНОСТИ
  • БЕЗОТКАЗНОСТИ
  • ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ
  • ДОБРОВОЛЬНОСТИ
  • ДОВЕРИТЕЛЬНОСТИ

Услуги оказываются

  • анонимно
  • бесплатно
  • конфиденциально

 

Наш девиз:

ВСЕГДА ИДТИ НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ!

 

 Адрес Центра «Визави»:

г. Минск, ул. Долгобродская, 39

 

телефон для связи: 375 (17) 231 – 76 – 62

 

Время работы: с 8.00 до 20.00 ежедневно

(кроме субботы и воскресенья)

 

E-mail  vizavi@9gdp.by

https: //vk.com/cdp_vizavi

свернуть